• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
~ О Евгении Владимировне Карповой ~
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
Статья составлена на основании дипломной работы Н. Чихачёвой (2001 г.)
«Евгения Владимировна Карпова – актриса, режиссёр, педагог, человек»
с согласия автора.
Евгения Владимировна Карпова
Евгения Владимировна Карпова была душой Драматической студии при Ленинградском Университете.
Её основателем, первым руководителем, педагогом и режиссёром.
Она прожила долгую, трудную, но, наверно, всё-таки очень счастливую жизнь.
Непрерывный творческий поиск, много успехов, радостей.
И много горьких утрат...
Революция, Гражданская война, потом Великая Отечественная…
У Евгении Владимировны была любимая работа, рядом необыкновенные люди – педагоги и друзья, старшие и ровесники. И, конечно же, её дорогие ученики и единомышленники.
Родилась она в Петербурге 21 мая (3 июня по новому стилю) 1893 года.
Её отец – Карпов Владимир Павлович, коллежский советник, был учителем истории, кроме того – преподавал словесность.
Владимир Павлович Карпов, отец Е.В. Карповой.
Он страстно любил театр и сам готовил инсценировки литературных произведений для гимназической сцены.
Но отца маленькая Женя почти не знала, так как он умер, когда ей не исполнилось и двух лет.
Семья Е.В. Карповой: мама и сёстры.
Маленькая «Женюра» возле мамы, слева стоит Вера, справа сидит Лидия, будущая балерина.
Её мама, Лидия Валентиновна Карпова (в девичестве Лазенская) и старшая сестра были балеринами.
Лидия Валентиновна танцевала в Мариинском театре, позже была преподавательницей танцев в женских гимназиях.
Лидия Валентиновна Карпова (Лазенская), мать Е.В. Карповой, в юности.
Лидия Владимировна, старшая сестра Е.В. Карповой.
Артисткой цирка, наездницей, была и бабушка Евгении Владимировны – Леопольдина Лазенска.
Здание Императорского театра-цирка.
Архитектор А.К. Кавос (1847-1848 гг.). Литография с рисунка Л. Премацци (1850 г.)
В 1910 году Евгения Владимировна окончила с золотой медалью Коломенскую гимназию.
Евгения Карпова в школе (внизу справа).
И в том же году поступила в Императорское Санкт-Петербургское Театральное Училище на драматический курс, где училась до 1913 года в классе Владимира Николаевича Давыдова.
Владимир Николаевич Давыдов (Иван Николаевич Горелов).
В годы учёбы, сокурсниками Евгении Владимировны были многие известные артисты и режиссёры, в том числе Леонид Сергеевич Вивьен.
Давыдов старался привить ученикам умение владеть голосом и у каждого выработать ясное, отчётливое произношение. Ученики изучали теоретические дисциплины: историю литературы, историю искусств, историю театра. Давыдов считал, что необразованному, малокультурному человеку на сцене делать нечего.
На первом курсе ученики Давыдова занимались ещё и гимнастикой, фехтованием и танцами. Не случайно и в 80 лет Евгения Владимировна держалась очень прямо и лишь жаловалась, что уже не может сделать «батман» стоя. «Ученик Давыдова» – это была солидная марка.
По окончании учёбы молодая актриса получила приглашение в труппу Народного дома.
Она дебютировала в роли Марфиньки в пьесе по роману И.Гончарова «Обрыв».
В это же время в оперной труппе Народного дома выступал Фёдор Иванович Шаляпин.
В дневнике Евгении Владимировны остались записи о Фёдоре Ивановиче:
«Вспоминать Шаляпина радостно и грустно. Радостно потому, что видела много спектаклей с его участием, потому, что это «было, было...». Каждый спектакль праздник, необыкновенный, сияющий…»
Фёдор Иванович обратил внимание на талантливую молодую актрису Народного дома и стал приглашать её свои репетиции, что было чрезвычайной редкостью. Шаляпин разглядел в начинающей актрисе родственную душу.
Фотография Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова (с дарственной надписью И.И. Трояновскому).
Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова с дружеской надписью – ««Милой молодой актрисе Евгении Владимировне Карповой с сердечным пожеланием счастья и успехов на артистической дороге. Шаляпин, 1916 год. Москва».» – и другие, подаренные им фотографии, Евгения Владимировна бережно хранила: они всегда висели рядом с её рабочим бюро и дома, в ленинградской квартире на Петроградской стороне. Это была коммунальная квартира на улице Талалихина, в доме как раз напротив алтаря Князь-Владимирского собора.
Петроградская сторона. Вид на Князь-Владимирский собор.
Дом, в котором жила Е.В. Карпова - второй справа.
И позже – в её комнате в Доме Ветеранов Сцены им М.Г.Савиной.
Более 50 ведущих ролей было сыграно Карповой в Народном доме, среди них: Принц и Нищий в «Принце и Нищем» по Марку Твену, Верочка в «Шутниках» Островского, Ганеле в пьесе «Ганеле» Гауптмана, Полина в «Доходном месте», Варя в «Идиоте», Эсмеральда…
Её творчество вызвало большой интерес и похвалы рецензентов.
Но, боясь погрязнуть в однотипных ролях, «докатиться до творческого штампа», от которого трудно будет избавиться, актриса ушла из Народного дома и в 1916 году, по приглашению Никиты Балиева, переехала в Москву, где поступила в труппу театра-кабаре «Летучая мышь», располагавшегося в Большом Гнездиковском переулке, дом 10.
Молодая актриса Карпова исполнила роль Елизаветы Ивановны в «Пиковой даме», роль Пьеро в «Au clair de lune», играла в спектаклях «Катенька», «Что видно суфлёру из его будки». Но через год актриса ушла и из «Летучей мыши», так как ей приходилось «больше танцевать, чем произносить слова».
В 1917 году Евгения Владимировна получила приглашение в Харьков, в труппу театра Н.Н. Синельникова, выдающегося театрального деятеля – режиссёра и педагога.
«Вот здесь и начинается моя настоящая школа,– вспоминала Евгения Владимировна. – Работать с таким художником как Н.Н. Синельников в постоянном общении с такими мастерами, как Полевицкая, Михаил Тарханов, Степан Кузнецов, Блюменталь-Тамарина – было большим счастьем. Я играла много»
Были сыграны интересные роли: Марфинька в «Обрыве» Гончарова, Абигайль в «Стакане воды» Скриба, Мария Антоновна в гоголевском «Ревизоре», Регина в «Привидениях», Тереза в «Орлёнке» Ростана.
В конце первого театрального сезона она нашла и своё счастье. В 1918 году Евгения Владимировна вышла замуж за студента Харьковского Технологического института Бориса Захаровича Томсинского, а через год у них родился сын – Юрий.
После революции родственнники Евгении Владимировны Карповой эмигрировали, но она с мужем и сыном осталась в России. И в 1920 году Карпова возвратилась с семьёй в Петроград, где снова поступила в Народный дом, которым руководил А.Р. Кугель. В 1922 году она получила приглашение в труппу БДТ под руководством Н.Ф. Монахова.
Её первой ролью на этой сцене была Клариче в спектакле «Слуга двух господ», где в роли Труффальдино выступил сам Монахов. Критикой было отмечено исполнение ею главной роли в спектакле «Мюзотта» по Мопассану, роль Тильтиль в «Синей птице» Метерлинка.
Афиша спектакля «Мюзотта» по Мопассану.
В архиве Евгении Владимировны сохранились рецензии на спектакль «Мюзотта»: язвительный (в отношении спектакля, но не касательно игры актрисы Карповой в роли Генриетты-Мюзотты) отзыв в журнале «Музыка и театр» (№ 13 от 19 декабря 1922 г.)
И отзыв похвальный (к сожалению, неизвестно, из какого издания эта архивная вырезка, хранившаяся в бумагах Евгении Владимировны).
Из них сам собой напрашивается вывод насчёт театральной критики: ничто не ново под луной.
В 1926 году закончился срок её контракта с БДТ, и Евгения Владимировна перешла в Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской.
Яркой её ролью на этой сцене была Мона Лиза в «Джоконде» М. Жижмора.
После закрытия Передвижного театра Е.В.Карпова играла зимний сезон в Вологде, затем – сезон 1929-30 гг. – в Днепропетровске. В 193О году Е.В.Карпова возвратилась в Ленинград и снова поступила в труппу БДТ, в котором играла до 1932 года. Затем её пригласил вновь открывшийся театр ЛОСПС (позднее – Реалистический, затем Новый). Здесь она играла до 1940 года: Катерину в «Грозе» Островского, Оксану в «Гибели эскадры», фрау Мамлок в «Докторе Мамлоке» Ф. Вольфа.
Она много работала и вне театра – выступала на разных сценических площадках, участвовала в концертах для детей, занималась общественной деятельностью.
Меж тем шёл поиск, вечный творческий поиск неудовлетворённой души…
Вновь БДТ, театр Гайдебурова...
Наступил 1941 год…
Война застала Е.В.Карпову в Колхозно-совхозном театре П.П. Гайдебурова.
Самую страшную зиму 1941-1942 гг. она работала во фронтовых концертных бригадах Дома Военно-Морского флота, обслуживающих части и корабли Балтики.
Сын Юрий сражался на Ленинградском фронте, тяжело болел муж.…
В июле 1942 года Евгения Владимировна эвакуировалась с мужем в посёлок Тальменка Алтайского края. Именно в Тальменке начался новый этап в жизни, в творческой судьбе Евгении Владимировны: она впервые взялась за педагогическую работу в самодеятельности, организуя драматические кружки при лесозаводе и в школе. В 1943 году умер её муж.
Только работа помогла Евгении Владимировне пережить это огромное горе...
Как только появилась возможность, Евгения Владимировна возвратилась к сыну в Ленинград. Здесь она получила от нескольких театров предложения поступить в их труппу. Но Евгения Владимировна решила сосредоточиться на педагогической работе.
И начался новый, университетский период её жизни.
Целая эпоха в памяти её учеников…
1944 год. Осень после блокады, Ленинградский Университет.
Возвращаются из эвакуации профессора, аспиранты, студенты. В гулких коридорах, в аудиториях вновь зазвучали голоса, смех… Как никогда всем хотелось жить, просто радоваться миру. Читать, узнавать, творить… И вот в университете появился кружок любителей драматического искусства, руководителем которого стала Евгения Владимировна.
Поначалу кружок был невелик: его энтузиастами и единственными участниками были Женя Миллер (впоследствии Томсинская), студентка исторического факультета да Ира Николаева, будущий химик. Режиссёр и «артисты» репетировали в нетопленной аудитории, где не было даже стульев, а по полу свободно разгуливали голодные крысы... Драматический кружок стал для «кружковцев» – среди которых оказались уже не только студенты, но и сотрудники Университета – местом интереснейшего общения, подлинным смыслом жизни. Встречи его участников проходили не только в университете, но и дома у Евгении Владимировны.
Всех своих «ребят» Евгения Владимировна называла по именам, но всегда на «Вы».
Владимир Павлович Чихачёв, один из «кружковцев», вспоминал: «Она не была «добренькой», она была по-настоящему доброй, но строго-требовательной, как настоящая мать…»
• Из воспоминаний Сергея Юрского: «Направление, взятое Карповой, можно назвать академичным. Оно не означает холодноватость, мастеровитость, степенность. Оно означает работу мысли, дух исследования, совместную дружную деятельность педагога и учеников, внимание к существу своего дела, к его профессиональным основам. Школа Карповой учила традиции русского репертуара, традиции русской школы игры.»
1 мая 1945 года на концерте в Актовом зале Университета отрывками из мольеровского «Тартюфа» и комедии Островского «Не всё коту масленица» молодой коллектив возвестил о своём творческом рождении.
Первые три года работы необыкновенно сплотили «кружковцев».
Первыми постановками, имевшими огромный успех, были отрывки из классических и современных пьес.
1944 г. – Островский «Свои люди – сочтёмся».
1946 г. – 1 акт «Любови Яровой» Тренёва.
В 1946 году на сцене театра имени Горького прошёл заключительный концерт конкурса художественной самодеятельности Ленинграда. В газете «Смена» за 3 июля 1946 года было отмечено: «Удачно разыграли сцену из «Женитьбы» Гоголя студенты Университета М. Балакшина, Р. Тихвинская и Е. Миллер».
Это были первые итоги двухлетней работы молодого коллектива.
В 1946 году пришла в драматическую студию Марианна Николаевна Пирамидова (впоследствии – Чихачёва). Она вспоминала: «Нас, поступающих, встретила очень миловидная, чуть выше среднего роста женщина с удивительно внимательными и добрыми серыми глазами. Она приветливо обращалась к каждому и спрашивала: «Ну, что Вы нам почитаете?» Это и была Евгения Владимировна Карпова. Её помощницей и верной театральной соратницей была Маргарита Ивановна Питоева».
Евгения Карпова и Маргарита Питоева.
Маргарита Ивановна принадлежала к старинному армянскому роду промышленников и торговцев Питоевых. Её брат – Георгий Иванович (Жорж Питоев – George Pitoeff), известный французский театральный деятель, отец знаменитого актёра Sascha Pitoeff.
Студия существовала уже два года. Принимали всех, потому что народу было не так много. Особо жаловали лиц мужского пола. В то время было как бы две группы: старшие, которые занимались второй год и младшие, только поступившие. Всех старались сразу занять. Спектакли проходили обычно в лектории исторического факультета или на сцене Актового зала.
В то время у студийцев не было ещё целых спектаклей. Ставились отрывки из пьес А.Н.Островского: «Не всё коту масленица», «Женитьба Бальзаминова», «Свои люди сочтёмся», «Шутники»; сцены из «Женитьбы» Н.В. Гоголя. Играли постановки по рассказам А.П.Чехова «Дипломат», «Канитель», «Пересолил»; сцены из пьесы Гольдони «Слуга двух господ».
Старшая группа с Евгенией Владимировной готовила композицию по пьесе Тренёва «Любовь Яровая».
К участию были приглашены и некоторые вновь поступившие.
• Из воспоминаний М.Н. Чихачёвой (Пирамидовой):
«М.И. Питоева занималась с младшими. Было очень интересно, а главное мы расширяли свой кругозор в области познания русской и зарубежной классики. Мне посчастливилось готовить отрывок из драмы Шиллера «Мария Стюарт»: диалог двух королев – Елизаветы Английской и Марии Стюарт – королевы Шотландской. Я была – Марией Стюарт, а моей партнёршей была Неля Бодрягина, впоследствии актриса Малого театра в Москве Нелли Подгорная».
Главным событием осени 1946 года была подготовка к 125-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. «Кружковцы» подготовили одноактную пьесу «Осенняя скука» и отрывок из поэмы «Русские женщины» – встречу княгини Екатерины Трубецкой с генерал-губернатором Иркутска. В «Осенней скуке» критики особенно хвалили Ласукова, роль которого исполнял Г. Розенблюм и казачка – М. Балакшину.
Пьеса «Осенняя скука» оставалась в репертуаре университетского театра вплоть до 1970 года. За это время сменилось три актёрских состава.
• Из воспоминаний М.Н. Чихачёвой (Пирамидовой):
«На репетицию «Осенней скуки» Евгения Владимировна пригласила однажды Павла Павловича Гайдебурова, в театре которого работала ещё до войны. Встреча проходила в Актовом зале Университета. На встрече были участники спектакля и некоторые студийцы. Было холодно, сидели в пальто. На память об этой встрече осталась фотография. К сожалению, что говорил Павел Павлович, я не запомнила. По виду он красивый стареющий мужчина, настоящий барин. Разговаривал с нами очень доброжелательно».
К началу 1947 года были закончены репетиции сцен «Любови Яровой».
Постановка также была принята очень тепло, особый успех выпал на долю Игоря Горбачёва, который исполнил роль Швонди (в будущем, став актёром БДТ, он тоже играл эту роль в театре и в кино) и всеобщей любимицы, несравненной «тёти Тони» – Антонины Тимофеевны Чистяковой, которая была кассиром Университета с 1921 года. В 1946 году ей был 61 год. В молодости она играла в любительских спектаклях и, когда познакомилась с Евгенией Владимировной, решила «тряхнуть стариной» – и стала активным членом студии.В «Любови Яровой» Антонина Тимофеевна исполняла роль старухи, у которой два сына «один у белых, другой у красных».А в пьесе Островского «Свои люди – сочтёмся» она играла Аграфену Кондратьевну.
• Из воспоминаний М.Н. Чихачёвой (Пирамидовой):
«Работая над сценами, композициями Евгения Владимировна никогда не спешила, она давала время освоить материал, вжиться в него, осознать и понять, что ты хочешь сказать зрителю… Мы с Людой Осекиной впервые вышли на сцену весной 1947 в ролях «просто приятная дама» и «дама приятная во всех отношениях» из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Выступали в концертах очень много. В Университете было 12 факультетов, постоянно приглашали на вечера, играли и в трёх студенческих общежитиях…»
В то время у ЛГУ на 56 км Приморского шоссе, между Зеленогорском и Комарово (тогда ещё Терийоки и Келломяки), был дом отдыха для преподавателей, сотрудников и студентов. Самодеятельные коллективы туда приглашали круглый год. Летом 1947 года в Комарово в доме отдыха ВТО отдыхала Екатерина Павловна Корчагина-Александровская. И студийцы вместе с Евгенией Владимировной побывали у неё в гостях.
Екатерина Павловна Корчагина-Александровская.
Евгения Владимировна не терялась в сложных ситуациях, находила режиссёрски-смелый выход.
Так, играя в доме отдыха, студийцы оказались без костюмов, которые обычно брали в театральных мастерских. Находчивость Евгении Владимировны помогла выйти из положения: костюмы сделали сами. Валер (Игорь Горбачёв) был облачён в красный пластикатовый плащ, из-под которого виднелись ноги в женских шёлковых чулках, перевязанных атласными лентами. Камзолом Оргону (Соломон Генкин) служил дамский халат с манжетами из марли. Из простыни и живых цветов состоял костюм Марианны (Ольга Суморина).
А однажды, Евгения Владимировна предложила сыграть «Слугу двух господ» в простынях.
Успех был удивительный!
1947-48 учебный год начался с репетиций пьесы Афиногенова «Машенька», но «мальчиков» в кружке было ещё мало, и целого спектакля не играли.
В новом наборе 1947 года в студию пришли: студенты юридического факультета Аркадий Барский и Леонид Харитонов, также студент филологического факультета Юрий Рожановский.
Лёня Харитонов пробыл в коллективе три года в 1950 году уехал в Москву, где поступил в студию МХАТА; потом он был актёром МХАТа и снимался в кино; стал профессором студии МХАТа.
Евгения Владимировна очень тщательно обдумывала и готовила репертуар студии, сочетая русскую и зарубежную классику с современными советскими пьесами. Конечно, приходилось отдавать дань времени и ставить то, что требовали реальные обстоятельства. Так к 30-летнему юбилею ВЛКСМ подготовили инсценировку романа А.Фадеева «Молодая гвардия» (ещё в первой редакции). А к 70-летию Сталина инсценировали роман Павленко «Счастье». Обе инсценировки Евгения Владимировна делала сама.
Играли сцены из пьесы К. Симонова «Русский вопрос», где роль Смита, американского журналиста исполнял Игорь Горбачёв.
Гораздо интереснее и плодотворнее шла подготовка к литературным юбилеям.
В апреле 1948 года в Актовом зале прошёл вечер, посвящённый 125-летию со дня рождения А.Н. Островского. А в феврале 1949 года приняли участие в вечере, посвящённом 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Важной вехой в истории драматической студии ЛГУ стал гоголевский «Ревизор».
• Из воспоминаний М.Н. Чихачёвой (Пирамидовой):
«Мне кажется, что замысел поставить «Ревизора» был у Евгении Владимировны давно. Чем больше она узнавала Игоря Горбачёва, тем более чувствовала, понимала, что он-то и может быть центральной фигурой – Хлестаковым. С приходом Юры Рожановского в коллективе появился городничий. В 1948 году начали репетиции отдельных сцен. В сентябре 1948 года в коллектив пришли Володя Чихачёв, Алёша Никольский и Вадим Тареев – мальчиков становилось больше... Полностью весь спектакль мы играли 26 марта 1950 года в Актовом зале…» После «...продолжали играть на самых разных площадках: в домах культуры, Актовом зале Университета, в Академии Наук, во Дворце Труда, в Консерватории, в Доме Народного творчества… От Игоря Евгения Владимировна добивалась лёгкости, непринуждённости и как у Гоголя «без царя в голове». Много работали над гримом… Гримёром на первом спектакле был замечательный мастер Ленфильма, заслуженный деятель искусств Василий Петрович Ульянов…
Спектакль приняли очень хорошо».
В 1951 году спектакль прошёл городской, а затем и областной смотры; был выдвинут на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности рабочих и служащих. Отбор постановок для поездки в Москву производило жюри под председательством Юрия Сергеевича Юрского. Вместе с ним на просмотр пришёл его сын, высокий нескладный юноша, ученик 9-го класса Серёжа. Он с восхищением смотрел спектакль….
В Москве постановка прошла с огромным успехом и была отмечена прессой. Было сыграно восемь спектаклей, играли даже в Кремле. Среди 18 спектаклей, представленных на смотр самодеятельности, «Ревизор» занял первое место и получил первую премию. Домой вернулись победителями...
Однажды студийцам довелось видеть Евгению Владимировну на сцене.
В феврале 1950 года клуб ЛГУ устроил вечер-концерт, на котором выступали преподаватели студий художественной самодеятельности. Евгения Владимировна играла роль Кручининой из драмы А.Н. Островского «Без вины виноватые». Её партнёрами были: Незнамов – Игорь Горбачёв, Шмага – В.П.Чихачёв.
• Из воспоминаний М.Н. Чихачёвой (Пирамидовой):
«Евгения Владимировна была очень сдержанна, даже суховата, но в ней было глубокое внутреннее горение. Перед нами была женщина, которая перенесла большое горе, но не потеряла способности сочувствовать, сопереживать горю, несчастью других людей. Женщина большой доброты. Главный стержень её образа: «Я поступаю так, как мне велит моя совесть, как мне указывает сердце»… Тогда мы, может быть, не очень ясно понимали, какого масштаба актриса – Евгения Владимировна Карпова».
• Из воспоминаний И.О. Горбачёва::
«Есть педагоги, которые так стараются научить чему-то своих учеников, что не оставляют им возможности самим, исходя из собственной индивидуальности, осмыслить, понять и усвоить преподнесённое. Педагогический дар Карповой проявился не только в умении подать материал, но и в способности раскрепостить своих учеников, дать широкий простор их собственной фантазии, инициативе. Поэтому, наверное, всегда так творчески проходили наши занятия под её руководством…»
• В своём очерке «Школа университетской «драмы» другой ученик Карповой – В.С. Голиков, сам ставший режиссёром и возглавивший позднее Театр-студию Университета, писал:
«Главным в её спектаклях были абсолютная живость и гармоничность происходящего. Именно этим покорял знаменитый университетский "Ревизор". Пожалуй, та атмосфера, которая существовала в драме, переносилась на подмостки. Нам было хорошо друг с другом. Удивительно хорошо и легко. Она настраивала нас каждый раз на другую игру, в новой тональности, с новой температурой отношений…»
4 ноября 1959 года за заслуги в развитии самодеятельного искусства Евгения Владимировна Карпова удостоилась звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Университету было отдано 20 лет жизни…
За годы руководства драматической студией Университета Евгения Владимировна выпустила более пятисот студийцев. Многие из них стали профессиональными актёрами, деятелями искусств. Нелли Подгорная, Игорь Горбачёв, Леонид Харитонов, Сергей Юрский, Владимир Чихачёв, Татьяна Щуко, Иван Краско, Елизавета Акуличева…
И все без исключения ученики Евгении Владимировны на всю жизнь «зарядились» священным театральным огнём – любовью к театру, к сцене, радостью творчества.
Последние годы Евгения Владимировна жила в Доме Ветеранов Сцены – общалась с друзьями, вела обширную переписку с учениками, с бывшими коллегами (в том числе и с П. Гайдебуровым). Она всегда была в курсе всех театральных событий, новинок литературы, музыки, живописи. До последнего дня её переполняли творческие замыслы.
Здесь, в ДВС, после 55 лет разлуки, наконец-то встретилась Евгения Владимировна со своей старшей сестрой Лидией, эмигрировавшей из России в 1918 году.
На фото – Лидия Владимировна Карпова (справа) в эмиграции..
Евгения Владимировна Карпова умерла в 1980 году и похоронена в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. Ежегодно, 3 июня, в день её рождения, возле её скромной могилы собираются немногочисленные теперь бывшие «кружковцы» и их уже взрослые дети.
Вспоминают удивительного человека, чей добрый свет идёт к нам сквозь время…
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
Источники фотографий:
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
• Семейные фотографии
из личного архива Е.В. Карповой.
• «Мариинский театр» -
«В контакте» – cообщество «Город, которого больше нет» – Основной альбом.
• «Здание Императорского театра-цирка» -
«В контакте» – cообщество «Город, которого больше нет» – альбом «Петербург до изобретения фотографии».
• «Владимир Николаевич Давыдов» -
сайт «myJulia.ru».
• «Народный дом» -
«В контакте» – cообщество «Город, которого больше нет» – Основной альбом.
• «Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова» -
журнал «Наше наследие».
• «Екатерина Павловна Корчагина-Александровская» -
Энциклопедия отечественного кино.
• «Ленинградский Университет» -
сайт «Фотографии старого Санкт-Петербурга».
• Евгения Карпова и Маргарита Питоева -
статья Сергея Юрского «В студии Карповой».
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •