• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
~ О Маргарите Ивановне Питоевой ~
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
Маргарита Ивановна Питоева в юности.
• Немного о Питоевых и театре •
Отец-основатель» рода Питоевых - Егора Питоев, известен благотворительностью и получил потомственное дворянство за крупные поставки продовольствия и обмундирования во время Крымской войны. Фамилия Питоевых названа среди приближенных к царской семье Ираклия ІІ.
О жене Егора есть упоминание у Мариенгофа в книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»:
«Бабушка Жоржа первой в карете приехала из Эривани в Париж. Роскошная армянка была самой интеллигентной дамой в своем отечестве. Ее называли во Франции Питоева-Нуар (черная). Значит, она даже для французов была слишком черна».
У Егора было шесть детей: 5 сыновей и одна дочь. Сыновья получили образование во Франции. Старший Исай, оставшийся дома, после смерти отца возглавил питоевскую нефтяную фирму, она стала называться «Исай Егорович и К0».
Вернувшись из Парижа, младший брат Исая - Иван, который в старых тифлисских справочниках значится как рыбопромышленник - активно включился в местную театральную жизнь
Спектакль в домашнем театре Питоевых. Фото 1890 г.
С 1882 по 1886 год он являлся директором оперного театра, располагавшегося во временном помещении. Иван Егорович попросил брата выделить ему долю из семейного капитала для перестройки театра. На это ушло 6 лет, и полностью истратившийся Иван Егорович был взят в театр главным режиссером.
В 1882 году газета «Кавказ» писала:
Храму местной Мельпомены
Я желаю перемены,
Слишком сочных дел…
Да сценических героев
Пусть мирит Иван Питоев
Как Аллах велел!
Питоевы, кстати, были православными.
Братья «И» Питоевы собрали сильнейшую театральную труппу и приглашали в Тбилиси талантливых исполнителей: Комиссаржевскую, Шаляпина, Ипполитова-Иванова, А. Рубинштейна. Для триумфальных гастролей П.И. Чайковского в 1890 году были составлены целые концертные программы. Директор театра Иван Питоев, подарил композитору дирижерскую палочку из слоновой кости, инкрустированную золотом.
Чайковский на даче Питоевых в Каджорах. 1890 г.
Исай Питоев создал Тифлисское отделение Русского музыкального общества (1885 г.), Артистическое общество (1887 г., просуществовало до 1920 г.), соединенное с домашним театром (ул. Паскевича). А в 1901 г. состоялось открытие нового здания Городского театра, который обошелся Питоевым в полтора миллиона рублей: в нём до сих пор работает театр им. Ш.Руставели.
• О самой Маргарите •
Маргарита Ивановна Питоева (по мужу Бережнова) родилась в Тифлисе (Тбилиси) в начале 1880-х гг.
Отец Иван Егорович Питоев, мать - Надежда Герасимова, по мужу Питоева.
Мать, Надежда Герасимова-Питоева.
Семья Питоевых. Возле отца, Ивана Егоровича - маленькая Маргоша.
Маргарита была дочерью от второго брака отца. От первого брака Ивана Егоровича - с Лидией Михайловной Питоевой, в девичестве княжной Бебутовой - были сводные старшие брат и сестра Владимир и Надежда.
Родным братом Маргариты был Георгий - известный впоследствии французский актёр театра и кино Жорж Питоев (George Pitoёff).
В юности Маргарита активно участововала в работе Тифлисского Артистического общества.
Её фотография (опубликованная в начале статьи) есть в стенной газете, посвященной сезону 1886-87 гг. рядом с портретом Исая Егоровича Питоева.
Стенная газета сезона 1886-87 гг.
О её молодости и личной жизни сведений не сохранилось.
Известно, что в 1920-е годы она работала в Передвижном театре Гайдебурова и Скарской вместе с Евгенией Карповой. Маргарита Ивановна выступала на сцене под фамилией мужа - Бережнова.
Вот афиша спектакля «Бетховен»: на 10-м месте - Маргарита Ивановна Бережнова. Следом за Бережновой в афише - Надежда Фёдоровна Скарская, а ниже можно увидеть, что некую Терезу Брунсвик, а также императрицу играет Евгения Владимировна Карпова.
Афиша спектакля «Бетховен» по пьесе М. Жижмора.
Иллюстрация из книги «Павел Павлович Гайдебуров. Литературное наследие. Воспоминания. Статьи. Режиссерские экспликации. Выступления»
Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева прожили вместе почти полжизни: вместе они ставили спектакли в студенческом театре ЛГУ, вместе коротали вечера в питерской квартире Евгении Владимировны на улице Талалихина - на третьем этаже, как раз в доме за Князь-Владимирским собором.
Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева.
Окна квартиры выходили прямо на соборный алтарь - так и вспоминают теперь о неразлучных подругах: они жили за алтарём.
Их жизнь наполнял театр, студийные заботы. К ним всегда тянулись люди, их навещали ученики, в доме кипела жизнь, была настоящая творческая обстановка. В дни их рождения двери для гостей были открыты с утра до вечера: постоянно кто-то приходил, пили чай, смеялись, разговаривали, делились планами и замыслами.
Евгения Владимировна и Маргарита Ивановна - Маргоша - были преданы театру и своей работе.
И на всех коллективных фотографиях Театра-студии ЛГУ они вместе.
Вечер к 125-летию Н.А. Некрасова.
Евгения Владимировна Карпова и Маргарита Ивановна Питоева в центре 2-го ряда.
Евгения Владимировна Карпова, Маргарита Ивановна Питоева и студиец Игорь Горбачёв.
Вот воспоминания Сергей Юрского о тех годах:
«...А пока... зимний вечер, набережную Невы и двор совсем замело. Мы треплемся, бесимся в нашем продуваемом сквозняками Клубусе... И вдруг все смолкает. Мимо окон осторожно по скользкой тропе движутся, крепко держась под руку, две женские фигуры.
Входят Евгения Владимировна и Маргарита Ивановна. Почему я так помню боты? Потертые боты, которые долго и трудно снимали. Здоровались, выясняли, кто здесь, кого нету. Евгения Владимировна почти всегда в черном глухом платье. Украшений никаких. Но белый, особого фасона воротничок подчеркивает скульптурность ее головы, выразительность лица – нос с горбинкой, строгая форма рта, изысканная линия бровей. В молодости она была очень хороша. Потом обе женщины шли в середину комнаты и располагались спиной к окнам. Дуло. Часто сидели, не снимая пальто. Маргарита Ивановна Питоева (Маргоша) – носительница славной театральной фамилии Питоевых . Все родные с давних годов в эмиграции, в Париже. Там вросли, обрели известность. Но об этом молчок, молчок! Что вы! Родственники за границей! Это ж 52-й год – на наших глазах исчезают знакомые университетские профессора. Аресты... шепоты... слухи... Какие там парижские Питоевы ! Маргоша, и все! Совсем одинокая старая женщина, неотрывная компаньонка Евгении Владимировны. Она всегда улыбается. Молчит и улыбается. Но Карповой она совершенно необходима. Когда она не находила в нас понимания, она повторяла свою речь и смотрела вопросительно на Маргошу, а Маргоша кивала головой и улыбалась, и Евгения Владимировна успокаивалась...»
Маргарита Ивановна Питоева и Евгения Владимировна Карпова со студийцами.
Евгения Владимировна придерживалась в одежде строго стиля, Маргошу же можно было застать дома в восточных шароварах, с забавным беретиком на голове. Евгения Владимировна часто носила синее платье в горошек и синий пиджак с университетским значком, и малыши-крестники Маргариты Ивановны Никита и Алёна - дети актрисы студии ЛГУ Ольги Сумориной - прозвали её Женя-Синяя. А её невестку, Евгению Бернардовну Томсинскую, одну из первых студийцев ЛГУ, носившую красный сарафан - Женя-Красная.
Кстати, мысль крестить малышей в самые махровые советские времена - в конце 50-х - принадлежала именно Маргарите Ивановне. Крестили рядышком, в том же Князь-Владимирском соборе, и крёстным же стал бывший студиец Алексей Дмитриевич Никольский.
В старости Карпову и Питоеву звали жить в Дом Ветеранов сцены, но Маргарита Ивановна не хотела.
Она была лет на десять старше своей подруги, раньше и умерла.
И только после её смерти Евгения Владимировна, потерявшая за жизнь мужа, внука и сына, переселилась в питерский ДВС им.М.Г.Савиной, где жила до самой смерти. Она даже просила подхоронить её в могилу Маргариты Ивановны, да невестка Женя-Красная, единственная на тот момент представительница семьи, видимо сочла это неправильным. Да всё равно теперь они все рядышком, на Серафимовском кладбище - рядом с сыном и внуком Евгении Владимировны. И те немногие, кто помнит - бывают там в начале июня, в день рождения Евгении Владимировны.
• О брате Жорже Питоеве •
Сын Ивана Егоровича Питоева и Надежды Питоевой - Георгий Иванович (Геворг Ованесович Питоян)(4.09.1885 г. - 1939 г.) – выдающийся режиссер, актер, художник, один из основателей «Картеля четырех», ядра современного французского театра.
В юности он учился математике в Московском университете. После переезда семьи в Париж в 1905 году - продолжил учебу на юридическом факультете Сорбоны, но и дня не мог прожить без сцены и сыграл свои первые роли в русском Артистическом кружке, созданном в Париже его отцом.
Вернувшись в Петербург, Жорж Питоев работал в театре В.Ф. Комиссаржевской, высоко ценившей его талант; затем - в Первом передвижном драматическом театре П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской. В 1912 он организовал в Петербурге «Наш театр», гастролировавший по России с пьесами Мольера, Шекспира, Гольдони, Мюссе, Пушкина, Л. Толстого.
В 1915 году Жорж Питоев женился на Людмиле Смановой.
Жорж и Людмила Питоевы на сцене.
Они вырастили семерых детей, среди которых был знаменитый актёр Саш`а Питоев - и посвятили театру всю свою жизнь.
Известно, что Маргарита Ивановна вместе с Евгенией Владимировной навещали Жоржа в Париже - и даже успели поучаствовать в его спектаклях.
Статья будет дополняться в случае поступления архивных материалов.
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
Источники:
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •
• Семейные фотографии из личного архива Е.В. Карповой и воспоминания друзей.
• Статья К. Питоевой-Лидер «Он был страстным к театру как все Питоевы» (К 100-летию Н. Питоева).
• Сайт о Питоевых.
• Статья «Возвращение... Питоевы».
• Сергей Юрский «В студии Карповой».
• Сергей Юрский «Кого люблю, того здесь нет».
• Сайт familytrees.
• Визуальный словарь - Питоевы.
• ФЭБ, «Словарь псевдонимов» - Питоева-Бережнова.
• Статья о Жорже Питоеве.
• ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬ •